Ограничение участника госзакупки в привлечении субподряда: примеры из практики

В Обзоре КонсультантПлюс рассмотрены такие вопросы: может ли заказчик запретить привлекать третьих лиц к исполнению контракта, требуется ли согласовывать субподрядчиков либо предоставлять информацию о них, если стоимость договора выше 10% цены контракта.

Основной документ: Обзор: «Привлечение субподрядчика к исполнению контракта: интересные примеры из практики за 2024 — 2025 годы»

Благодаря материалу можно узнать:

  • контролеры не единогласны в вопросе о запрете привлекать третьих лиц к исполнению контракта;
  • требование согласовывать привлечение субподрядных организаций с заказчиком признают незаконным;
  • некорректным считают условие проекта контракта, которое обязывает поставщика предоставлять сведения обо всех соисполнителях, если стоимость договора выше 10% цены контракта.

Дополнительный материал по теме:

Готовое решение: Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов

Как найти: профиль «Специалист по закупкам», в БП наберите:

  • «субподрядчик контракт примеры» – найдете основной документ;
  • «субподрядчик контракт» – найдете доп. материал.
Суд не счел несколько похожих малых госзакупок у единственного поставщика дроблением единой сделки

Школа в течение нескольких дней приобрела у одного и того же единственного поставщика цифровые ученические лаборатории по биологии, физике и химии по правилам малых закупок. Прокурор решил, что единую сделку раздробили, чтобы избежать конкурентной процедуры. По мнению надзорного органа, товары однородные. Их используют для практических занятий и лабораторных опытов на уроках естественнонаучного цикла.

Апелляция и кассация отказали прокурору в требовании признать сделки недействительными:

  • спорные товары нельзя считать идентичными или однородными. У них разные предметные области – биология, физика, химия. Лаборатории имеют разный состав и функционал, технические характеристики, типы датчиков, ПО, методрекомендации. Они не состоят из схожих компонентов, что не позволяет им выполнять одинаковые функции или быть взаимозаменяемыми. Их закупка не направлена на достижение единого результата;
  • ни заключение антиконкурентного соглашения, ни нарушение публичных интересов или прав третьих лиц не подтвердили. Также не доказали, что результаты закупок оспаривали;
  • признаков недобросовестности, иного злоупотребления правом и умысла на извлечение незаконной выгоды, не установили. Заключение спорных контрактов не нарушает Закон N 44-ФЗ. Сделки исполнили качественно и без претензий.

Отметим, в практике можно встретить и иное мнение. Так, АС Волго-Вятского округа не поддержал спортивную школу, которая в один день провела 4 малых закупки у единственного поставщика на поставку мячей, булав, лент для художественной гимнастики. Сделки признали ничтожными. В числе прочего суд решил, что контракты имели единую цель – обеспечение учреждения спортивным оборудованием и инвентарем.

Как найти: профиль «Специалист по закупкам», в БП наберите «06.06.2025 А76-28264/2024».

В заявке на участие в госзакупке нужно указывать только 1 страну товара, согласился ВС РФ

Верховный суд поддержал вывод Минфина о том, что участник закупки по Закону N 44-ФЗ должен декларировать в заявке только 1 страну происхождения товара. Суд согласился с ведомством в том, что:

  • наименование страны товара – существенное условие контракта. При наличии в заявке нескольких стран это условие считают несогласованным, а сделку незаключенной;
  • положения Постановления N 1875 не допускают множественности в вопросе страны происхождения продукции.

Подход нужно учитывать в том числе поставщикам медизделий, даже если в регистрационном удостоверении указано несколько адресов мест производства.

Как найти: профиль «Специалист по закупкам», в БП наберите «29.05.2025 АКПИ25-158».