ВС РФ напомнил: для закупки у единственного поставщика по Закону N 223-ФЗ нужны объективные причины |
Управляющая компания закрепила в положении о закупке, что у единственного поставщика можно приобретать, например:
- товары, работы, услуги при цене одного договора не более 100 тыс. руб.;
- услуги по содержанию и ремонту общего имущества, придомовой территории.
В течение нескольких лет заказчик заключил более 400 прямых договоров с одинаковыми контрагентами на ремонт и клининг. Цена каждого из них не превышала 100 тыс. руб.
Контролеры и ВС РФ решили, что единую сделку искусственно раздробили, чтобы уйти от конкурентных процедур. Это нарушает права потенциальных исполнителей и публичные интересы. Невозможность провести спорные закупки конкурентным способом не доказали. Заказчик и контрагенты нарушили запрет на антиконкурентные соглашения.
ВС РФ также напомнил, что для закупки у единственного поставщика нужны объективные причины, например:
- низкоконкурентный товарный рынок;
- ликвидация последствий ЧС;
- колебание цен в узком диапазоне;
- закупка на товарном рынке, где преобладает недобросовестная конкуренция.
Аналогичный подход Верховный суд сформулировал в обзоре практики по Закону N 223-ФЗ.
Суды поддержали госзаказчика, который ограничил предмет договора для оценки опыта |
Госпиталь закупал услуги по приготовлению диетического лечебного питания. Контролеры решили, что порядок оценки заявок ограничивает конкуренцию: для определения опыта заказчик учитывал договоры на услуги по организации только такого питания, а не общепита в целом.
Три инстанции с ними не согласились:
- спорный предмет договора для оценки опыта определили не только из-за нужд заказчика. На это повлияло также то, что диетическое лечебное питание – отдельный вид питания. Требования к нему устанавливают нормативно-правовые акты, санитарные нормы и правила. Опыт организации диетического лечебного питания несопоставим с опытом по организации общепита;
- конкуренция не ограничена, поскольку участники закупки находятся в равных условиях. При отсутствии подтверждающих опыт документов заявку не отклоняли, а лишь не начисляли баллы. Получить больше баллов можно было по другим критериям.
Отметим, АС Поволжского округа уже высказывал сходное мнение.
Минфин пояснил, на кого получать справку об отсутствии судимости для госзакупок услуг общепита |
Ведомство сообщило: при закупках продуктов или услуг общепита по позиции 33 доптребований справку об отсутствии судимости участник закупки – юрлицо представляет в отношении лиц из этой позиции, если они есть в его составе. Речь идет о руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, главном бухгалтере.
То же касается декларации о непривлечении к ответственности по отдельным статьям КоАП РФ.
Отметим, в практике есть пример, когда контролеры посчитали законным отклонение заявки участника за непредставление справки на главного бухгалтера. Их не убедили доводы участника о том, что в организации он является и гендиректором, и главным бухгалтером. Этот факт он ничем не подтвердил.
Новый видеосеминар КонсультантПлюс «Малая закупка у единственного поставщика» |