Подписан закон об унификации национального режима в закупках

В госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц введут единые правила применения национального режима. Правительство сможет устанавливать запрет, ограничение на приобретение импортных товаров, а также преимущество для российской продукции, в т.ч. при закупках по Закону N 223-ФЗ. Национальный режим в закупках унифицируют с 1 января 2025 г.

Основной документ: Федеральный закон от 08.08.2024 N 318-ФЗ

Благодаря материалу можно узнать:

  • в Законе N 223-ФЗ, в частности, закрепили: иностранным товарам, работам и услугам предоставляют нацрежим наравне с российскими. Правительство сможет устанавливать исключения в виде:

– запрета закупок иностранного товара;

– ограничений закупок иностранного товара;

– преимуществ для отечественного товара.

  • для унификации правил применения нацрежима внесли сходные поправки и в Закон N 44-ФЗ, а также закрепили ряд нюансов. Так, если правительство установит:

– запрет на закупку иностранного товара, то такой запрет нужно будет применять и при сделках с единственным поставщиком;

– ограничения закупок импортных товаров, то будут применять механизм «второй лишний». Сейчас в ряде случаев действует механизм «третий лишний», например при закупках товаров из перечня импортных пищевых продуктов с ограничениями допуска;

– преимущество для отечественного товара, то при присвоении порядкового номера заявке с полностью отечественной продукцией ценовое предложение участника станут снижать на 15%, в том числе при проведении электронного аукциона. Контракт же с таким участником в случае его победы заключат по предложенной им цене.

Дополнительный материал по теме:

Обзор: «Национальный режим в закупках унифицируют с 1 января 2025 года: закон опубликован»

Как найти: профиль «Специалист по закупкам», в БП наберите:

  • «08.08.2024 318-ФЗ» – найдете основной документ;

  • «национальный режим закупки 2025» – найдете доп. материал.

Суды поддержали требование безупречной репутации участников за 5 лет до закупки по Закону N 223-ФЗ

Заказчик приобретал продукты для организации детского питания. Чтобы оценить деловую репутацию участников, он требовал представить декларацию об отсутствии за 5 лет до закупки:

  • фактов ненадлежащего исполнения госконтрактов или договоров по Закону N 223-ФЗ;
  • нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, которые выявили контролеры.

При наличии этих факторов начисляли 0 баллов, при отсутствии – 100 баллов. Контролеры нашли нарушение:

  • порядок оценки необъективный, поскольку количество баллов не зависит от того, сколько было негативных факторов;
  • заказчик не обосновал, почему оценивал деятельность участников за 5 лет, а не за 3 года, как в закупках, которые он уже проводил.

Три инстанции поддержали заказчика:

  • организация детского питания – социально значимая функция. Важно выбрать контрагента с безупречной репутацией, который при исполнении договора не нарушит обязательства и поставит продукцию по санитарным нормам. Наличие же хотя бы одного негативного фактора может привести к поставке некачественных продуктов или ее срыву;
  • требование к сроку оценки деятельности участника заказчик обосновал в суде, в частности, тем, что сведения за период менее 5 лет непоказательны. Из-за ограничений в связи с пандемией продукты в школьные столовые не поставляли. Оценивали бы незначительный период, когда их возобновили. То, что ранее использовали иной срок для оценки, не лишает заказчика права его изменить.

Как найти: профиль «Специалист по закупкам», в БП наберите «22.07.2024 А17-5904/2023».

Новый видеосеминар КонсультантПлюс «Отчеты заказчиков по Федеральным законам N 223-ФЗ и N 44-ФЗ»

Какие отчеты необходимо составлять по результатам закупок?

Кто из заказчиков подпадает под исключение и не публикует сведения?

Какая ответственность установлена за нарушение порядка предоставления отчетов?

Отчеты заказчиков по Федеральным законам N 223-ФЗ и N 44-ФЗ