Подписан закон об унификации национального режима в закупках |
В госзакупках и закупках отдельных видов юрлиц введут единые правила применения национального режима. Правительство сможет устанавливать запрет, ограничение на приобретение импортных товаров, а также преимущество для российской продукции, в т.ч. при закупках по Закону N 223-ФЗ. Национальный режим в закупках унифицируют с 1 января 2025 г.
Основной документ: Федеральный закон от 08.08.2024 N 318-ФЗ
Благодаря материалу можно узнать:
-
в Законе N 223-ФЗ, в частности, закрепили: иностранным товарам, работам и услугам предоставляют нацрежим наравне с российскими. Правительство сможет устанавливать исключения в виде:
– запрета закупок иностранного товара;
– ограничений закупок иностранного товара;
– преимуществ для отечественного товара.
-
для унификации правил применения нацрежима внесли сходные поправки и в Закон N 44-ФЗ, а также закрепили ряд нюансов. Так, если правительство установит:
– запрет на закупку иностранного товара, то такой запрет нужно будет применять и при сделках с единственным поставщиком;
– ограничения закупок импортных товаров, то будут применять механизм «второй лишний». Сейчас в ряде случаев действует механизм «третий лишний», например при закупках товаров из перечня импортных пищевых продуктов с ограничениями допуска;
– преимущество для отечественного товара, то при присвоении порядкового номера заявке с полностью отечественной продукцией ценовое предложение участника станут снижать на 15%, в том числе при проведении электронного аукциона. Контракт же с таким участником в случае его победы заключат по предложенной им цене.
Дополнительный материал по теме:
Обзор: «Национальный режим в закупках унифицируют с 1 января 2025 года: закон опубликован»
Как найти: профиль «Специалист по закупкам», в БП наберите:
-
«08.08.2024 318-ФЗ» – найдете основной документ;
-
«национальный режим закупки 2025» – найдете доп. материал.
Суды поддержали требование безупречной репутации участников за 5 лет до закупки по Закону N 223-ФЗ |
Заказчик приобретал продукты для организации детского питания. Чтобы оценить деловую репутацию участников, он требовал представить декларацию об отсутствии за 5 лет до закупки:
- фактов ненадлежащего исполнения госконтрактов или договоров по Закону N 223-ФЗ;
- нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, которые выявили контролеры.
При наличии этих факторов начисляли 0 баллов, при отсутствии – 100 баллов. Контролеры нашли нарушение:
- порядок оценки необъективный, поскольку количество баллов не зависит от того, сколько было негативных факторов;
- заказчик не обосновал, почему оценивал деятельность участников за 5 лет, а не за 3 года, как в закупках, которые он уже проводил.
Три инстанции поддержали заказчика:
- организация детского питания – социально значимая функция. Важно выбрать контрагента с безупречной репутацией, который при исполнении договора не нарушит обязательства и поставит продукцию по санитарным нормам. Наличие же хотя бы одного негативного фактора может привести к поставке некачественных продуктов или ее срыву;
- требование к сроку оценки деятельности участника заказчик обосновал в суде, в частности, тем, что сведения за период менее 5 лет непоказательны. Из-за ограничений в связи с пандемией продукты в школьные столовые не поставляли. Оценивали бы незначительный период, когда их возобновили. То, что ранее использовали иной срок для оценки, не лишает заказчика права его изменить.
Как найти: профиль «Специалист по закупкам», в БП наберите «22.07.2024 А17-5904/2023».
Новый видеосеминар КонсультантПлюс «Отчеты заказчиков по Федеральным законам N 223-ФЗ и N 44-ФЗ» |
Какие отчеты необходимо составлять по результатам закупок?
Кто из заказчиков подпадает под исключение и не публикует сведения?
Какая ответственность установлена за нарушение порядка предоставления отчетов?